Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Бурятия
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

М а л ы ш о к

Контактная информация

Тел.: 8 (3012) 55 73 11

8 (3012) 55 81 61

Факс: 8 (3012) 55 81 61

Почта:

Напишите нам!

ЕЩЕ РАЗ О ТОМ, ЧТО ВЛИЯЕТ НА ПРОЦЕСС ВХОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В НОВУЮ СЕМЬЮ.

 

1. Предшествующий опыт ребенка.

   Даже младенец имеет свой неповторимый опыт внутриутробного общения с матерью. Когда же в семью попадают дети дошкольного или школьного возраста, за ними стоит уже целая история жизни, полная психотравматических переживаний. В  кровных семьях они прошли, может быть, через голод,  лишения, жестокое обращение со стороны взрослых. Однако это были их родители, которых они любили. Изъятие из семьи,  с одной стороны, стимулирует фантазии детей об идеальных отношениях с новыми родителями, а с другой - усиливает неосознанную обиду на собственных отца и  мать. Такие же  противоречивые чувства ребенок испытывает  и в замещающей семье: с одной стороны, он хочет стать членом нового коллектива, принять новых родителей, с другой - боится "предать" кровную семью. Ребенок бессознательно как бы не позволяет себе привязаться к  новым маме и папе.

    Если родители этого не понимают, они чувствуют ревность и пытаются снизить влияние прошлого на ребенка, что нередко становится причиной конфликтов. Специалисты рекомендуют  поддерживать контакты ребенка с биологической семьей, что, как правило, дает лучшие результаты, чем запрет на подобные отношения.

   Дети, оставленные  матерями сразу после рождения, не имеют никаких воспоминаний об отношениях с близким человеком. Они всегда ощущали себя частью группы, где постоянно менялись взрослые, с которыми невозможно было сформировать отношения привязанности. Представления этих детей об отношениях в семье искажены и, как правило, не имеют ничего общего с реальностью.

  Опыт жизни в любом сиротском учреждении, независимо от его качества, накладывает на развитие ребенка тяжелый отпечаток. Доказано: чем дольше дети живут в сиротском учреждении, тем сложнее им адаптироваться в замещающей семье. Жизненный опыт ребенка, оставшегося без попечения родителей, предостерегает его от доверия, привязанности, глубоких чувств.  Он воспринимает этот мир как опасный и ненадежный, мир, где в любой момент может произойти личная катастрофа.  Властные фигуры этого мира - взрослые, и они  управляют ребенком,  как хотят, в то время как от него самого ничего не зависит.  В результате у ребенка формируется твердое убеждение, что любить его невозможно и ничего стоящего из него не получится.

 

2. Предшествующий опыт семьи.

   Семья, которая хотела бы взять ребенка, имеет свои особенности, как, впрочем, и любая другая. Нередко они связаны с ситуацией "пустого гнезда" - в семье либо нет детей, либо они уже выросли и живут своей жизнью. В России удовлетворенность семейной жизнью напрямую связана с наличием/успешностью ребенка. Отсутствие/взросление ребенка нередко приводит супругов, особенно женщину, к ощущению пустоты и бессмысленности брака.

  Частным случаем является семья, потерявшая ребенка. Порой замещающими родителями вынужденно становятся  родственники, чаще всего бабушки, берущие на себя обязанности воспитания детей вместо погибших кровных родителей, или при лишении их родительских прав. Приемными матерями готовы стать и одинокие женщины, отчаявшиеся завести семью или родить ребенка.

  Бывает и по-другому. Например, в семье долго не рождается ребенок определенного пола, или родители нацелены на создание многодетной семьи. Есть немало случаев, когда  вполне благополучные семьи с кровными детьми берут ребенка из детского дома просто потому, что чувствуют в себе силы воспитать еще одного малыша. При некоторых формах замещающих семей, таких как приемная семья, семейная воспитательная группа, краткосрочный патронат, прием новых детей может стать решением проблемы занятости родителей (замечено, что даже если дети не смогли интегрироваться в семью, все равно она становится для них источником постоянной поддержки в будущем).

     Независимо от мотивов приемных родителей, у них, как правило, существуют некоторые ожидания, связанные с предстоящими отношениями с ребенком. Взрослым хочется, чтобы ребенок был благодарным, ласковым, веселым и как можно более беспроблемным. Порой замещающие родители видят себя в роли "спасителей бедной сиротки", либо приемного ребенка воспринимают как "спасителя семьи". Безусловно, неадекватные представления также могут стать источником взаимного разочарования.

      Конечно, роль замещающего родителя сложна в психологическом плане. Человек боится оказаться "плохим родителем" и эта установка заведомо провоцирует недоверие к себе, формирует постоянную потребность  доказывать свою любовь ребенку. Можно сказать, что замещающие родители, особенно  мать, чувствуют гиперответственность и связанную с ней неуверенность, которых у них не было при воспитании кровных детей.

      Понимание этих противоречий помогут приемным родителям увидеть трудности и справиться с ними.