Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Бурятия
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

М а л ы ш о к

Контактная информация

Тел.: 8 (3012) 55 73 11

8 (3012) 55 81 61

Факс: 8 (3012) 55 81 61

Почта:

Напишите нам!

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения.

     
    МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    ПРИКАЗ

    от 1 июня 2016 года N 315

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
     


    Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 21 июня 2016 года N 032016229


    В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 приказа Министерства образования и науки России от 13.03.2015 N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"приказом Министерства образования и науки России от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю:

    1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

    2. Признать утратившим силу приказ Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 11.11.2014 N 1555 "Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

    3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Министр социальной
    защиты населения
    Республики Бурятия
    Т.А.БЫКОВА

    Приложение. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ



    Приложение
    к Приказу Министерства
    социальной защиты населения
    Республики Бурятия
    от 1 июня 2016 года N 315

     

     

    Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - подготовка), определяет структуру программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью) (далее соответственно - программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).

    Цель Программы - обеспечить психолого-педагогическую и правовую подготовку кандидатов в приемные родители для формирования социально-психологической готовности граждан к принятию в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, снижения риска отказа от воспитания и формирования навыков, необходимых для успешного воспитания и социализации ребенка (детей).

    Основные задачи Программы:

    - ознакомить слушателей с основными психологическими, медицинскими и юридическими аспектами, связанными с приемом в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей;

    - помочь кандидатам в приемные родители разобраться в мотивах принятия решения о приеме ребенка (детей) в семью, личных и семейных ресурсах, психологической готовности к приему ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, на воспитание, в осознании реальных проблем и трудностей, которые могут возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка (приемных детей);

    - помочь кандидатам в приемные родители определиться с формой семейного устройства в соответствии с имеющимися у слушателей ресурсами, семейной ситуацией;

    - повысить уровень родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка (детей), принятого (принятых) на воспитание в семью, в том числе в ходе процесса адаптации ребенка в семье и в процессе прохождения им возрастных кризисов развития для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

    - предоставить информацию о возможности получения помощи и сопровождения в организациях, оказывающих социальные услуги.

    Ожидаемые результаты:

    осознанное восприятие кандидатами в приемные родители своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения стать семьей ребенку, оставшемуся без попечения родителей;

    способствование осознанному восприятию приемными родителями факта появления ребенка в семье;

    сформированность у кандидатов в приемные родители четких представлений об особенностях ребенка-сироты и процесса адаптации его в замещающей семье;

    повышение уровня психолого-педагогической компетентности приемных родителей;

    грамотная родительская позиция (наличие свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации) кандидатов в приемные родители в вопросах воспитания и формирования привязанности у принятого в семью ребенка, его взаимосвязи с биологической семьей;

    развитие способности у кандидатов в приемные родители применять полученные теоретические знания на практике;

    понимание приемными родителями причин возникающих проблем и умение находить пути их решения.

    Программа осваивается по очной или очно-заочной форме обучения, при очно-заочной форме допускается освоение Программы с использованием дистанционных методов подготовки.

    Общая трудоемкость Программы составляет 40,5 академического часа (из них 71,6% академических часов практических занятий (тренингов), включая итоговую аттестацию (собеседование)).

    Глава II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

     

     

               

    N

    Название раздела

    Количество академических часов

       

    всего часов

    из них

         

    лекции

    практические групповые занятия (тренинги)

    практические индивидуальные занятия (тренинги)

    1

    Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители, в т.ч.:
    - индивидуальное собеседование (структурированное интервью);
    - диагностика личностных качеств и определение потенциала семьи

    6

    0,5

    1,5

    4

    2

    Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

    4

    1

    2,5

    0,5

    3

    Этапы развития ребенка

    2,5

    1

    1,5

    По запросу

    4

    Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

    4

    1

    3

    По запросу

    5

    Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

    3,5

    1

    2,5

     

    6

    Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

    4,5

    1

    3,5

    По запросу

    7

    "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

    3,5

    1

    1,5

    1

    8

    Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

    1,5

    1

    -

    0,5

    9

    Особенности полового воспитания приемного ребенка

    2

    1

    -

    1

    10

    Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

    4,5

    1

    2,5

    1

    11

    Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

    1

    1

       

    12

    Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

    1

    1

       

    13

    Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

    1,5

    -

    1

    0,5

     

    Итоговая аттестация

    1

    -

    -

    1

     

    Итого

    40,5

    11,5

    19,5

    9,5

     

     

    Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ


    Раздел 1 "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители", включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих тем:

    а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;

    б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:

    - выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

    - оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

    - ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

    - формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

    - формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

    - ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

    - ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

    - ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

    в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

    г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

    д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

    Раздел 2 "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей", включающий:

    - изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

    - проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

    - проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

    Раздел 3 "Этапы развития ребенка", включающий изучение следующих тем:

    - общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

    - роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

    Раздел 4 "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка", включающий изучение следующих тем:

    - виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

    - диспропорции развития ребенка;

    - понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;

    - семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

    - оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

    Раздел 5 "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)", включающий изучение следующих тем:

    - потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка;

    - роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

    - причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

    - типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");

    - понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей;

    - психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие);

    - последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

    Раздел 6 "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи", включающий в том числе изучение следующих тем:

    - особенности ожиданий приемных семей;

    - страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации;

    - подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

    - подготовка кровных детей к появлению приемного ребенка;

    - этапы адаптационного периода;

    - чувства и переживания ребенка, приходящего в семью;

    - способы преодоления трудностей адаптации;

    - тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности;

    - способы сказать ребенку, что он приемный;

    - роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

    Раздел 7 "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка", включающий в том числе изучение следующих тем:

    - формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ);

    - причины "трудного" поведения и способы работы с ними;

    - эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

    - причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

    - понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

    Раздел 8 "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка", включающий изучение следующих тем:

    - создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

    - способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

    - предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

    - медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

    Раздел 9 "Особенности полового воспитания приемного ребенка", включающий изучение следующих тем:

    - возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

    - формирование половой идентичности у ребенка;

    - полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;

    - способы защиты ребенка от сексуального насилия.

    Раздел 10 "Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка", включающий изучение следующих тем:

    - родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;

    - стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;

    - способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

    - социальные связи семьи кандидата в приемные родители;

    - система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;

    - семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

    - понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

    Раздел 11 "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан", включающий изучение следующих тем:

    - правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;

    - формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство);

    - формы опеки (возмездная и безвозмездная);

    - различия между формами семейного устройства;

    - требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители;

    - порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;

    - порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

    - правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации;

    - возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

    - порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка;

    - порядок подготовки и подачи заявления в суд;

    - правовые аспекты тайны усыновления;

    - возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

    - порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;

    - порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

    - меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия;

    - выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

    - защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

    - порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье;

    - порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

    - правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;

    - порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;

    - последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

    - порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

    Раздел 12 "Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям", включающий изучение следующих тем:

    - родительские и профессиональные функции приемной семьи;

    - взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;

    - информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;

    - взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

    Раздел 13 "Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители", включающий:

    - обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;

    - обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

    - проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

    - составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

    Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ


    4.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:

    о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;

    об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

    о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

    о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

    о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

    о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;

    о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

    4.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны знать:

    свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

    закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

    важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

    причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

    о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей - на психофизическое развитие и поведение ребенка;

    этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

    особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

    о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;

    санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

    способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

    возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

    4.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:

    использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

    видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

    рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

    выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

    осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;

    быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

    предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

    оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

    преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

    прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

    понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

    оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

    быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

    ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

    заботиться о здоровье ребенка;

    соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

    понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

    Глава 5. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ПРОГРАММЕ


    Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (форма свидетельства утверждена приказом Министерства образования и науки России от 20.08.2012 N 623).